ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ВЕРТОЛЕТА ПРИ ВИЗУАЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
В полете летчик должен уметь в любой момент определить, где относительно аэродрома и сторон горизонта и над какой точкой земной поверхности находится вертолет, т. е. вести ориентировку. Она ведется с помощью технических средств и визуальным опознаванием пролетаемой местности.
На вертолетах при видимости земли наиболее широко применяется визуальная ориентировка — сличение изображения местности или отдельных ориентиров на карте с фактическим их видом на земной поверхности в целях определения места вертолета (МВ) относительно опознанных ориентиров. Основными ее достоинствами являются простота ведения с высот, используемых вертолетами, надежность, большая достоверность места вертолета и незначительная затрата времени на его определение. Как правило, она сочетается со счислением и прокладкой пути и ориентировкой с помощью технических средств. Умение вести визуальную ориентировку в полете характеризует мастерство летчика.
Счисление пути — вычисление текущих координат МВ от начальной точки, введенной в вычислитель (достоверной отметки МВ) по скорости, времени и направлению его движения. Оно лежит в основе вертолетовождения, позволяет в любых условиях полета и в каждый момент времени определить МВ, ведется навигационными устройствами, а также экипажем с помощью счетных инструментов или приближенным счетом в уме.
Прокладка пути — построение на карте элементов движения вертолета с отметкой достигнутого рубежа или МВ. Место вертолета, полученное путем прокладки по результатам счисления пути, называется счислимым, обозначается треугольником со сторонами 8—10 мм с указанием времени (Д7.01). Прокладка пути
Рис. 6.1. Счисление пути по путевой скорости и времени полета |
может выполняться автоматическими устройствами и приближенно экипажем для контроля их работы и контроля пути, для сохранения ориентировки при боевом маневрировании и других маневрах, связанных *с изменением направления полета. Прокладка подразделяется на глазомерную и графическую. Глазомерная прокладка выполняется в любом полете, а графическая (без применения автоматических устройств) — при острой необходимости, когда нет возможности более быстро определить МВ или когда экипаж затрудняется в определении даже района местонахождения.
При глазомерном счислении в практике полетов встречаются два случая прокладки: по ЛЗП и при отклонении от маршрута (вынужденном или непреднамеренном).
Прокладка по линии заданного пути выполняется в любом полете, как правило, глазомерно. Счисление пути ведется по путевой или воздушной скорости и времени полета (рис. 6.1). Для определения достигнутого рубежа (МВ) по ЛЗП необходимо при определении достоверной отметки МВ пустить секундомер, далее выдерживать неизменными курс и скорость полета. В этом случае по отрезкам времени tu t2, . . tn, отсчитываемым с секундомера, можно определить пройденные расстояния Si, S2, ..Sn. Откладывая их от достоверной отметки МВ, определяют достигнутый рубеж (счислимое МВ).
Прокладка при отклонении от маршрута выполняется, как правило, графически. Для нее используются записи курсов, скоростей и времени полета. При необходимости отвернуть от маршрута на длительное время в условиях, когда определение МВ будет невозможно или сильно затруднено (преследование противника, обход очага грозы или зоны огня противника и т. п.), следует поставить отметку МВ. Далее фиксировать курсы, скорость и время, чтобы иметь возможность вновь определить МВ, когда обстановка нормализуется. Порядок прокладки в этом случае показан на рис. 6.2. Если в процессе маневра известны УС и W, прокладка ведется по ФПУ и путевым скоростям, тогда МВ определяется сразу с учетом ветра.
Этот способ прокладки может быть применен и при потере ориентировки для определения района вероятного местонахождения.
Точность счислимого места сравнительно невысокая, ошибки счисления и прокладки глазомерным способом достигают 5—8% счисленного пути. С удалением от достоверной отметки ошибки возрастают. Несмотря на это счисление и прокладка пути — непременное условие успешного вертолетовождения, обеспечивающее сохранение ориентировки. Счислимое МВ периодически корректируется определением МВ визуально или с помощью технических средств, что исключает накопившиеся ошибки в прокладке пути.